Информационная грамотность в XXI веке

Кажется, в Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Библиотеки оцифровывают свои хранилища. Если у тебя есть доступ к сети Интернет, ты можешь найти много интересного. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, вдруг понимаешь, что компьютер с сетью интернет — не готовое решение проблем.

Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач, а информационная — предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках. Таким образом, хоть эти понятия и оказываются рядом во многих популярных статьях, они могут даже не пересекаться.

Если говорить о международном определении, информационная грамотность — это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно.

Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.

Получив тему очередного доклада, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

Алгоритм поиска информации

Этот алгоритм, разработанный сертифицированным учителем Google Кэти Шрок, будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:

  • Написать на листе ключевые слова интересующей темы.
  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Перечислить все ресурсы для поиска информации: специализированные сайты, подписки, экспертов в этой области.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если это необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.